Получите бесплатную консультацию прямо сейчас: Москва: +7(499)703-32-46   СПб: +7(812)309-26-52
×
Получите бесплатную консультацию
Москва: +7(499)703-32-46 
СПб: +7(812)309-26-52
×
BLUEGREYRED

Как изменились правила открытия и закрытия банковских счетов с 1 июля 2014 года

C 1 июля 2014 года в силу вступила новая инструкция Банка России, в которой внесены изменения по поводу открытия и закрытия банковских и депозитных счетов, а также счетов по вкладам. Согласно инструкции, теперь в этих процедурах может участвовать и главный бухгалтер.

Открытие счета с 1 июля 2014 года

Для открытия банковского счета компания должна заключить с банком договор. Для заключения договора компания представляет документы, прописанные в пункте 4.1 Инструкции. Чаще всего, для открытия банковских и депозитных счетов требуется следующий пакет документов:

  • свидетельство о регистрации компании государственного образца;
  • учредительные документы (устав);
  • документ с оттиском печати и образцами подписей (в некоторых случаях не требуется, примечание указано в пункте 1.12 Инструкции);
  • подтверждение полномочия лиц, которых организация наделила правом подписи;
  • если организация будет использовать аналог собственноручной подписи (электронную подпись), необходим документ, подтверждающий это право;
  • документ, подтверждающий правомерность полномочия единоличного исполнительного органа компании;
  • свидетельство об учете в налоговой инспекции (заменой может быть документ, выданный налоговой инспекцией для открытия банковского счета);
  • лицензии (если они подтверждают правоспособность компании заключать договор об открытие счета).

До 1 июля текущего года банк на собственное усмотрение решал, отказывать или нет клиенту, который не может представить необходимые документы в полном объеме. Согласно новой Инструкции, при непредставлении клиентом каких-либо документов или сведений, подтверждающих идентификацию, банк обязан ему отказать. К «идентифицирующим» сведениям могут относиться регистрационные данные, информация о присутствии/отсутствии юридического лица по юридическому адресу, список контрагентов и другие данные.

Процесс оформления банковских карт

Раньше право первой подписи компании принадлежало руководителю, а второй – главному бухгалтеру или лицам, его заменяющим. Соответственно, в карточке указывались только руководитель и главный бухгалтер, кроме тех случаев, когда их заменяют другие лица. В приложении №1 новой Инструкции указано, что наделять правом второй подписи главного бухгалтера не требуется, т.к. теперь право второй подписи может быть предоставлено любому сотруднику организации. В связи с этим форма и порядок заполнения карточки немного изменились, т.к. прежние поля для первой и второй подписи отсутствуют.

Согласно новым правилам, в карточке должно быть не менее двух подписей, но организация, по соглашению с банком, имеет право изменять их количество. Если количество подписей будет изменено до одной, то дополнительных сведений не требуется. Если же организация решит увеличить количество подписей, то она должна установить их сочетание. К примеру, необходимо указать, что вместе с подписью руководителя на платежке должна одновременно стоять подпись финансового директора или любого другого сотрудника (абзац 13 Инструкции).

При этом в Инструкции сказано, что карточки, которые были оформлены до вступления новых правил, переоформлять не нужно.

Право подписи

Предоставление документов, подтверждающих полномочие лиц, имеющих право подписи, является обязательным условием открытия банковского счета (пункт 4.1 Инструкции). Такими документами являются приказ или доверенность на наделение права подписи для банковских документов. Наделить сотрудников организации правом подписи может только ее руководитель.

При этом, право подписи может быть передано и сторонним лицам, не являющимися сотрудниками организации. Например, такими лицами могут выступать управляющий компанией или человек, оказывающий услуги по ведению бухучета компании (пункт 7.5 Инструкции).

Требования к аналогу собственноручной подписи

Для удобства распоряжение денежными средствами может осуществляться с помощью аналога собственноручной подписи. Чаще всего этим аналогом становится электронная подпись. Чтобы банк засчитал аналог подписи, компания должна представить подтверждение наличия прав на использование такого вида подписи. Как правило, таким подтверждением становится сертификат ключа, проверяющего электронную подпись и устанавливающего его принадлежность владельцу. Также вместе с подтверждением необходимо представить паспорт или любое другое предоставление личности.

Процесс закрытия счета с 1 июля 2014 года

Закрытие банковского счета осуществляется на основании прекращения договора (пункт 8.1 Инструкции).

Договор банковского счета прекращается по инициативе клиента или банка, либо же на основании решения суда.

Перед закрытием счета рекомендуется снять имеющиеся средства или перевести их на другой счет. Перевод денег осуществляется банком в течение семи дней с момента подачи заявления. При этом если клиент не снимет средства со своего счета и не подаст заявление об их переводе, они будут считаться невостребованными. Невостребованный остаток после закрытия карты переводится на специальный счет Банка России (пункт 8.3 Инструкции). Данная операция с невостребованными средствами является полностью правомерной и согласованной с гражданским законодательством (статья 859 ГК РФ).

Добавить комментарий