Получите бесплатную консультацию прямо сейчас: Москва: +7(499)703-32-46   СПб: +7(812)309-26-52
×
Получите бесплатную консультацию
Москва: +7(499)703-32-46 
СПб: +7(812)309-26-52
×
BLUEGREYRED

Ответы юристов на распространенные вопросы по работе иностранных граждан на территории РФ

Трудовой договор с гражданином Беларуси

Нужно ли уведомлять ФМС (полицию) о привлечении на работу граждан Республики Беларусь?


Работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, обязаны уведомлять территориальные органы миграционной службы о заключении и прекращении (расторжении) с такими работниками трудовых и гражданско-правовых договоров.

Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ). Неуведомление ФМС о приеме на работу иностранца влечет серьезный штраф или приостановление деятельности (ч. 3 и ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

Согласно п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4, действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется.

Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, и других вопросах трудовых отношений.

Следовательно, в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в России, и их работодателей, положения Закона № 115-ФЗ не применяются.


Можно ли зарегистрировать иностранцев на юр.адрес?

Возможна ли регистрация иностранных граждан в жилое помещение, если собственником помещения является юр.лицо.

Возможна. Иностранный гражданин, прибывающий в РФ, обязан встать на учет по месту пребывания на основании уведомления территориального органа МВД России о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (п. 21 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Такое уведомление представляется принимающей стороной или иностранным гражданином лично (п. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ). Уведомление о прибытии иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего или временно пребывающего на территории РФ, должно быть представлено в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (пп. 1, 2 п. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Уведомление о прибытии в отношении ряда категорий иностранных граждан, например иностранных граждан, не имеющих места жительства или находящихся в гостинице, санатории, доме отдыха и т.п., представляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия их в место пребывания (пп. 3 п. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, не обязаны представлять уведомления, если срок их пребывания на территории РФ не превышает 90 дней. После истечения этого срока иностранные граждане обязаны встать на миграционный учет в общем порядке — в срок, не превышающий семь рабочих дней (п. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Принимающей стороной могут быть, например, гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин, юридическое лицо, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в РФ, международная организация или ее представительство в РФ. Принимающей стороной в отношении членов своей семьи может быть также иностранный гражданин — высококвалифицированный специалист, имеющий в собственности жилое помещение на территории РФ (п. 3.1 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 29.08.2013 N 364; пп. 2 п. 1 ст. 35 Закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).


Документы для приема на работу иностранного гражданина

Какие документы нужны для приема на работу гражданина Украины с разрешением на временное проживание? Нужны ли разрешение на работу или патент?

Если у гражданина Украины есть разрешение на временное проживание, то никаких других разрешительных документов для работы не требуется. Он может трудоустраиваться в том же порядке как и гражданин России (пп.1 п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ)


Проверка иностранных работников

У меня небольшое частное предприятие, я снимаю помещение на старой фабрике как физ. лицо. Там у меня трудится два иностранных гражданина. На днях пришли полицейские на территорию предприятия, обнаружили одного рабочего в вагончике, где они проживают(второй отсутствовал), отвезли в отделение, составили протокол и отпустили. Связались со мною, чтобы я приехал к ним и предъявил им трудовой договор. Правомерны их действия? Должен я им предъявлять договор? Могу ли я привлекать иностранцев как физ. лицо (коммерческую деятельность я не виду)? И какие документы мне для этого нужны?

Что касается привлечения иностранной рабочей силы, то необходимо учитывать следующее: В соответствии с п. 7 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 783) работодатели ежегодно до 1 мая представляют в уполномоченные органы субъектов РФ заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками. Следовательно, чтобы получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в 2011 г., работодателю необходимо до 1 мая 2010 г. направить такую заявку в соответствующие органы субъекта РФ. Форма и порядок заполнения заявки утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2007 N 603 Согласно п. 29 данных Правил Минздравсоцразвития утверждает перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются. Так, согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 22.12.2009 г. N 1010н утвержден перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан, на которых не распространяются квоты. Указанный Перечень содержит 22 позиции, в частности: генеральный директор акционерного общества, директор завода, директор представительства, директор (начальник, управляющий) предприятия, директор объединения, инженер по защите информации, инженер по автоматизации и механизации производственных процессов. Соответственно, для таких должностей работодатель может осуществлять привлечение иностранной рабочей силы без подачи заявки о потребности в последней. Согласно п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 (далее — Правила), разрешение на привлечение и использование иностранных работников является документом, подтверждающим право работодателя на привлечение и использование иностранных работников в России. Такое разрешение выдается Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами только при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросам занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 4 Правил). Что касается необходимых документов, то перечень следующий: Документы, которые должны быть у организации для привлечение иностранных работников 1. Если работодатель или заказчик работ (услуг), принимает иностранного работника из льготных категорий иностранных работников, (граждане Республики Беларусь, беженцы, дипломаты, журналисты, работающие в вузе студенты, приглашенные преподаватели, иностранцы, имеющие вид на жительство), то организации не нужно получать какие-либо разрешительные документы, т.к. данные граждане приравниваются в своих трудовых правах к гражданам РФ. 2. Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласивший иностранного гражданина из безвизовых стран на работу и заключивший с ним трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан получить: — заключение о целесообразности использования иностранных работников (эту бумагу нужно получить в территориальном центре занятости); — иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников (выдается территориальными органами ФМС РФ); — обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу (выдается территориальными органами ФМС РФ); — представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ; — уведомить о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина территориальный орган ФМС и службу занятости субъекта РФ не позднее трех рабочих дней с даты заключения трудового договора. — уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности. Также налоговый орган уведомляется и при наступлении других событий, например при приостановлении, или аннулировании разрешения на работу иностранному работнику.


Штраф за прием на работу иностранца

Здравствуйте! КоАП РФ, Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства..." 3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора" .. А какое это отношение имеет к иностранцу с видом на жительство? Для чего этот закон? Ведь человека который имеет вид на жительство в Российской Федерации, можно принять на работу в порядке, который предусмотрен для граждан России! Никто же никого не уведомляет при приеме гражданина России??? Что дает этот закон государству? Почему такой огромный , нереальный штраф?


В соответствии со ст.13 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации 4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан: 1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ) Вывод. Трудоустройство лиц с видом на жительство проходит так же, как для граждан РФ. Ст.18.15 КоАП, применяется к тем, кто не имеет разрешения на работу или вида на жительство.


Иностранцы, патент и страховые взносы

Я гражданка РФ и не являюсь ИП. Я заключила трудовой договор с иностранным гражданином из Республики Таджикистана для выполнения работ/оказания услуг для личных нужд. У иностранного гражданина имеется на руках патент, полис ДМС, временную регистрацию, ИНН, СНИЛС. Иностранный гражданин предоставил трудовой договор в ФМС. Далее, я, как работодатель, должна делать взносы в ПФР, ФНС, ФСС, ФФОМС за иностранного гражданина. ПФР требует, чтобы я регистрировала в ФНС как физлицо-работодатель для оплаты взноса в ПФР. Но ФНС не понимает фразу "регистрироваться как физлицо-работодатель". В ФНС предложили иностранному гражданину сделать уведомление о самозанятости. Я запуталась. Подскажите, как правильно все оформить? Не хочется, чтобы у иностранного гражданина были проблемы с законом и снова депортировали.


Вы пишите: "ПФР требует, чтобы я регистрировала в ФНС как физлицо-работодатель для оплаты взноса в ПФР. "

Что бы разобраться в этом вопросе, Вы должны уточнить в ПФР, на каком законном основании (норма и наименование закона) с Вас это требуют?

По общему правилу, с выплат временно пребывающим иностранцам взносы нужно платить только на страховую часть трудовой пенсии. Ставка для начисления – 22 процента независимо от года рождения сотрудника (ст. 22.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

На временно пребывающих иностранцев, которые работают по бессрочному или срочному трудовому договору на срок более полугода, нужно получать СНИЛС и подавать их индивидуальные сведения в ПФР (ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Чтобы получить страховое свидетельство, работодатель должен направить в территориальное отделение ПФР анкету застрахованного лица по форме № АДВ-1. Сделать это необходимо в течение двух недель с даты заключения трудового договора (Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549)

Регистрация в системе обязательного пенсионного страхования (далее - регистрация) осуществляется посредством открытия индивидуального лицевого счета застрахованного лица (далее - лицевой счет).

Датой регистрации считается дата открытия лицевого счета.

Регистрации подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации (далее - гражданин).

Регистрация граждан осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании:

а) анкеты застрахованного лица;

б) сведений о государственной регистрации рождения;

в) заявления гражданина о выдаче универсальной электронной карты в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ) .

Гражданин (его представитель) может представить анкету застрахованного лица лично, через страхователя или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

При представлении анкеты застрахованного лица гражданином (его представителем) лично представляются следующие документы:

а) документ, удостоверяющий личность гражданина;

б) документ, подтверждающий полномочия представителя, а также документ, удостоверяющий его личность (в случае представления анкеты застрахованного лица от имени гражданина его представителем).

Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью гражданина (его представителя).

При представлении анкеты застрахованного лица страхователем правильность указанных в анкете застрахованного лица сведений заверяется личной подписью гражданина.

Если гражданин не имеет возможности лично заверить анкету по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причине, страхователь указывает эту причину в анкете и заверяет ее.

В случае заключения страхователем с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ) представление анкеты застрахованного лица может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

При представлении анкеты застрахованного лица через многофункциональный центр правильность указанных в анкете сведений заверяется гражданином и (или) работником многофункционального центра. Анкета застрахованного лица может быть получена территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации из многофункционального центра в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью, по защищенным каналам связи.

Регистрация граждан осуществляется на основании сведений о государственной регистрации рождения, представляемых органами записи актов гражданского состояния в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке и сроки, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Регистрация по заявлению гражданина о выдаче универсальной электронной карты осуществляется в отношении лиц, на которых не открыт лицевой счет.

Типовая форма заявления о выдаче универсальной электронной карты устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .

--------------------------------

Пункт 5 статья 25 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты застрахованного лица, сведений о государственной регистрации рождения либо заявления гражданина о выдаче универсальной электронной карты принимает решение об открытии лицевого счета либо об отказе в регистрации застрахованного лица.

Документом, подтверждающим регистрацию, является страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (далее - страховое свидетельство).

В страховом свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения, пол застрахованного лица, страховой номер лицевого счета и дата регистрации в качестве застрахованного лица.

Основанием для вынесения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения об отказе в регистрации застрахованного лица является наличие в системе обязательного пенсионного страхования лицевого счета, открытого на застрахованное лицо с аналогичными анкетными данными.

Решение об отказе в регистрации застрахованного лица может быть выдано в форме электронного документа.

Застрахованное лицо (его представитель) вправе обратиться с заявлением о выдаче дубликата страхового свидетельства в случае:

а) утраты страхового свидетельства;

б) непригодности для использования страхового свидетельства.

16. Застрахованное лицо (его представитель) вправе обратиться с заявлением об обмене страхового свидетельства в случае:

а) изменения анкетных данных, указанных на лицевой стороне страхового свидетельства;

б) установления неточности или ошибочности содержащихся в нем сведений.

Иностранцы со статусом "временно пребывающих" не подлежат социальному и медицинскому страхованию, поэтому взносы в ФСС России и ФФОМС на выплаты в их пользу начислять не нужно. А вот взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за таких работников должны быть уплачены. Дело в том, что действие закона о взносах по «травме» распространяется на иностранных граждан, независимо от их статуса (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).


Увольнение иностранного сотрудника

Здравствуйте. Иностранный работник сменил статус с временно-пребывающего по патенту на РВП, должен ли работодатель при этом увольнять работника? Как должен в этой ситуации поступить работодатель?


Почему сразу увольнять? С наличием РВП он также может работать, просто патент в данном случае не надо оплачивать ему и продлевать. Иностранный гражданин легализовал свое нахождение в РФ с помощью РВП.


Регистрация сотрудника на предприятии

Имеет ли право предприятие регистрировать иностранного работника у себя на предприятии не имея общежития либо жилого фонда?


Не имеет такого права. Зарегистрироваться можно в гостинице, у родственников, знакомых, друзей и т.п.Для регистрации вам необходимо обратиться с заявлением в паспортный стол, а также представить документы на жилое помещение.


Налог за иностранного работника

Какой налог платит работодатель за иностранного работника, имеющего вид на жительство в РФ?


Любой проживающие в РФ более полугода должен платить НДФЛ - 30 %, если менее чем полгода - 13 %. Соответственно работодатель перечисляет налог в указанном размере.


Заработная плата иностранному сотруднику

Подскажите, что делать если иностранный работник с РВП ходил на подтверждение РВП и ему сказали что заработной плата, которую ему начислили в бухгалтерии не достаточно т.е. менее 120000 рублей, что нам делать каккие варианты и грозит ли штраф за это.


Зарплата не должна быть менее МРОТ, до 01.07.2017 размер МРОТ составлял 7500 руб., с 01.07.2017 - 7800 руб. Мало что ему сказали. Для работодателя главное не нарушать Трудовой кодекс РФ и он не нарушен. Ничего работодателю не грозит, как впрочем и самому работнику.


Уведомление ФМС о иностранном работнике

Если организация не уведомит ФМС о том,что иностранный работник получил разрешение на временное проживание, то какая предусмотрена ответственность для нее и для самого гражданина?


ФМС тем более не нужно уведомлять - законом не предусмотрено и также абсолютно - бессмысленно - ФМС сама и оформляет РВП

ФМС уведомлять требуется только о заключении или расторжении трудового договора с иностранным гражданином.


Заключение трудового договора с иностранцем

С иностранным гражданином заключен срочный трудовой договор на время разрешения в г. Москве до декабря 2017 г., сегодня он принес мне новый паспорт - он получил Российское гражданство. С ним как поступить: заключить доп. тр. соглашение, где указать, что трудовой договор заключен на неопределенное время или же его уволить, а потом принять на работу постоянно. В миграционную службу на него подано уведомление о приеме на работу. Как я туда должна сообщать, что этот товарищ уже не иностранный гражданин?


Вам необходимо все интересующие вас вопросы, решить непосредственно через миграционную службу. Что касается, трудового договора то лучше оформить новый с отражением в трудовой книжке.


Трудовая книжка другого государства

Какую трудовую книжку должен вести работодатель на иностранного работника - продолжать вести старую (кот. вели в другом государстве, например на Украине) или завести новую российскую?


На иностранных граждан распорстраняются правила Трудового кодекса.

Так что необходимо выдать трудовую книжку.


Патент на работу

В организации работает иностранный работник у него заканчивается патент, мы продлеваем его и получаем новый. Надо ли делать повторно приказ на прием, карточку Т-2, если мы его не увольняли?


Чтобы соблюсти все формальности, нужно сначала уволить работника в связи с окончанием срока действия патента, а потом принять его вновь.


Трудовая деятельность иностранцев

Общество сдало в аренду ИП помещение в торговом комплексе под кафе. В договоре было предусмотрено, что арендатор несет ответственность за нарушения при привлечении иностранцев к трудовой деятельности. Также общество направило предпринимателю письмо о необходимости соблюдать миграционное законодательство. Несмотря на это, ИП принял на работу сотрудницу без патента или разрешения на работу в Москве. Арендодателя оштрафовали. Будет ли общество-арендодатель привлечено к ответственности за незаконное привлечение арендатором иностранцев к трудовой деятельности?


В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия общества квалифицированы по части 3 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и миграционного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве в Северном административном округе и судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам заявителя поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы представленные обществом дополнительное соглашение к договору аренды с индивидуальным предпринимателем ФИО, в соответствии с которым на арендатора возложена ответственность за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, равно как и письмо общества от ________ г., адресованное арендатору, о необходимости соблюдения последним норм миграционного законодательства, не свидетельствуют о принятии обществом всех возможных, своевременных и достаточных мер по осуществлению надлежащего контроля за соблюдением арендатором правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации. К указанному выводу обоснованно пришли судебные инстанции, отразив их в обжалуемых судебных актах.

В рассматриваемом деле об административном правонарушении совокупность установленных, фактических и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа и судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Ссылка на то, что факт нарушения требований миграционного законодательства допущен управляющим вышеназванным кафе ФИО без ведома индивидуального предпринимателя ФИО. подлежит критической оценке с учетом всей совокупности перечисленных выше обстоятельств, в том числе, показаний ФИО.

Ссылки заявителя на иную судебную практику, в том числе, на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 18-АД13-36, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.

Так, в упомянутом постановлении Верховного Суда Российской Федерации, помимо прочего, отмечено на то, что привлекаемое к административной ответственности лицо непосредственно не вступало в правоотношения с организацией, допустившей нарушение миграционных правил.