Бесплатные консультации юристов 24/7: Москва,     +7(499)703-32-46   СПб     +7(812)309-26-52
×
Бесплатно проконсультироваться:
Москва:  +7(499)703-32-46 
Санкт-Петербург:  +7(812)309-26-52
×
BLUE GREY RED

Как избежать увольнения сотрудников и сохранить ценные кадры?

Ничто не бывает вечным, и рано или поздно сотрудник любой компании может начать задумываться о другом месте работы. Что нужно сделать, чтобы с ценными кадрами это произошло как можно позднее? И можно ли что-то предпринять для удержания хороших сотрудников?

Необходимость уволить одного из сотрудников вряд ли вызовет радость у адекватного руководителя. Тем более если он проработал с этим человеком достаточно приличный срок. Но не всегда все зависит только от нас, поэтому некоторым менеджерам все-таки приходится принимать нелегкое для себя решение и сообщать человеку о необходимости писать заявление "по собственному желанию". Очень важно сделать расставание максимально положительным и выгодным для обеих сторон.

Материал по теме: Когда нужно увольнять работника?

Что говорит статистика

Существует статистика о причинах увольнения, и она показывает, что чаще всего сотрудники уходят из компании вовсе не по своей воле. Причины могут быть разными: не сложились отношения в коллективе, закончился проект, а другой не подходит по специализации, внутренние перестановки кадров привели к сокращению штата и т.д., и т.п.

Гораздо реже встречаются случаи, когда в своём увольнении виноват сам работник. Но что бы ни стало причиной увольнения, решение о расставании не принимается ежесекундно. Грамотный руководитель обязательно долгое время обдумывает и взвешивает своё решение, оценивает все "за" и "против", подбирает варианты, при которых можно было бы сохранить ценного сотрудника. Даже если работник просто не справляется со своими обязанностями, то ему почти всегда нужно дать время на исправление ситуации.

Как правильно увольнять сотрудников

Опытные специалисты по работе с персоналом дают следующие рекомендации по правильному расставанию с сотрудниками.

Во-первых, не забывайте, что увольнение - крайняя мера, до которой необходимо испробовать другие варианты решения проблемы. Не существует неправильных сотрудников, существуют только неподходящие для конкретного человека условия труда. Иногда бывает достаточно разобраться с этой проблемой, чтобы сотрудник сразу же поменял свои рабочие показатели в лучшую сторону. Возможно, ему будет лучше в другом отделе. Или нужно сместить/поменять график его работы, так как он ярко выраженная "сова" и не может сосредоточиться на совещании, проводимом ранним утром. А может быть, стоит поручить ему работу над индивидуальным, а не над коллективным проектом.

Во-вторых, используйте систему "желтых карточек" (как в футболе). Если вы заметили, что человек не справляется со своими обязанностями, то пригласите его на приватный разговор. Поинтересуйтесь его жизнью, здоровьем, возможно, на результаты влияют какие-то внешние личные факторы. Разговор продемонстрирует сотруднику, что он вам важен, и позволит загасить назревающий конфликт до его появления. Прямо сообщите сотруднику, что он не выполняет поставленные перед ним задачи. Это будет первая "жёлтая карточка". В процессе беседы сотрудник сам вам расскажет о трудностях, с которыми он столкнулся, и, возможно, даже предложит пути выхода из кризиса.

В любом случае, вы услышите хоть какие-то аргументы, в соответствии с которыми необходимо будет поставить локальные задачи на ближайший период времени. Если человек действительно является хорошим работником и заинтересован в сохранении места, то после конструктивной критики он сделает выводы и исправит ситуацию.

Через небольшой промежуток времени проведите повторную встречу для анализа результатов по выполнению локальных задач. Если изменений нет, то открыто скажите, что такая ситуация приведёт к увольнению. Это вторая "жёлтая карточка". Установите ещё один (ещё более короткий) срок и поставьте новые задачи. Если и это не помогло, то необходимо расставаться. Сообщите работнику о принятом решении в соответствии с нормами законодательства. Если вы хотите сохранить хорошие отношения, то можете написать ему рекомендации для следующего работодателя или порекомендовать его кому-то из знакомых.

Некоторые руководители считают такой метод слишком лояльным и увольняют сотрудника, не выполняющего свои обязанности, уже после одной "желтой карточки". Такое мнение тоже имеет право на существование, особенно когда явно видно, что работник и не собирается прикладывать усилий для исправления ситуации, а всего лишь отсиживает на работе как можно больше дней, чтобы получать оклад.

Как сохранить ценные кадры

Для работы с кадрами современные работодатели все чаще прибегают к услугам искусственного интеллекта. ИИ способен подобрать оптимальную методику для адаптации новичков в компании, проанализировать мотивацию уже действующих сотрудников, провести обучение, переподготовку или тренинг. Очень важны возможности искусственного интеллекта и в сохранении ценных сотрудников.

Материал по теме: Опубликованы результаты исследования использования ИТ-технологий в HR-сфере

Большинство руководителей понимают, что после того как работник принял решение об увольнении, переубедить его передумать практически невозможно. Поэтому и используют всевозможные технологии для прогнозирования и предотвращения таких ситуаций. Возможности ИИ позволяют анализировать интересы сотрудника с учётом его действий и интересов внутри и вне компании. Информация собирается из социальных сетей и других доступных источников. На основе отчёта ИИ руководитель сможет заранее узнать о том, что сотрудник просматривает варианты аренды жилья на длительный срок в другом городе или изучает материалы, связанные с другой сферой деятельности.

Резюме

Увольнение с точки зрения оформления документации - не такая уж сложная процедура, а вот с точки зрения потерь компании, связанных с уходом ценного кадра, - это большая проблема. Даже в век новейших технологий главным ресурсом любой компании остаются люди. Поэтому очень важно использовать различные варианты, позволяющие раскрыть потенциал сотрудника, и доводить дело до увольнения только в самом крайнем случае.

Добавить комментарий