Бесплатные консультации юристов 24/7: Москва,     +7(499)703-32-46   СПб     +7(812)309-26-52
×
Бесплатно проконсультироваться:
Москва:  +7(499)703-32-46 
Санкт-Петербург:  +7(812)309-26-52
×
BLUE GREY RED

Изменение НДС с 1 октября 2014 года

21.07.2014 года был принят Федеральный закон №238, который вносит существенные изменения в Налоговый кодекс, касающиеся НДС. Практически все принятые поправки будут действовать с 1-го октября 2014 года.

Определение места реализации работ и предоставления услуг

Внесенная поправка: уточнена статья 148 Налогового Кодекса РФ «Место реализации работ (услуг)».

Изменения. Работы и услуги, реализованные/оказанные на территории России, должны облагаться НДС. Принцип определения реализации работ закреплен в Налоговом кодексе.  Место реализации работ/оказания услуг может определяться по двум показателям:

• место деятельности лица, выполняющего эти работы/услуги:

• место нахождения покупателя услуг или заказчика работ (статья 148 НК РФ).

Как правило, местом реализации услуг или оказания работ является место деятельности компании, организации или ИП (юридический адрес). Это место определяется на основе данных, указанных в государственной регистрации (пункт 2 статьи 148 НК РФ).

1 октября 2014 года вступят в силу изменения, которые уточняют порядок определения оказания работ и реализации услуг, выполняемые представительством или филиалом компании. Для филиалов и представительств местом реализации считается адрес, который указан в учредительных документах. К примеру, если в уставе компании сказано, что их филиал территориально находится за пределами России, то он не будет являться объектом обложения НДС.

Как сказано в пояснительной записке к Закону №128, данная поправка направлена на исключение двойного налогообложения. Если работы/услуги филиала компании, зарегистрированной в РФ, выполняются на территории другого государства, налог с этого филиала определяется в зависимости от Налогового кодекса страны, где он находится. В России же этот объект снимается с налогообложения.

Такой же порядок определения местонахождения представительства или фиала с 1-го октября 2014 года будет применяться к организации/покупателю определенных видов услуг и работ (юридических, консультационных, бухгалтерских услуг, услуг по разработке программ для ЭВМ). Об этом сказано в четвертом подпункте 1 статьи 148 НК РФ.

Порядок определения налоговой базы при реализации недвижимости 1 октября 2014 года

Внесенная поправка: пункт 16 статья 167 «Момент определения налоговой базы».

Изменения. Моментом определения налоговой базы принято считать дату, на которую эта база сформирована и с нее уже можно начислять НДС. Согласно общему правилу, налоговая база по НДС определяется по самой ранней  из следующих дат:

• день осуществления работ, передачи товара, имущественных прав или предоставления услуг;

• день частичной или полной оплаты за выполнения работ, передачи товара, имущественных прав или оказания услуг (пункт 1 статьи 167).

Согласно поправкам Закона №238, с 1-го октября 2014 года во время реализации недвижимости датой отгрузки должна считаться дата передачи имущества покупателю. Эта дата должна быть указана в передаточном акте или любом другом документе о передаче недвижимого имущества.

Сейчас моментом определения базы по НДС считается день передачи недвижимости. Данная формулировка исключает выполнение общего правила, которое гласит, что база по НДС определяется в соответствии с более ранней датой – либо передачи товара/имущественных прав, либо получения оплаты. Соответственно, дата поступления оплаты не влияет на возникновение налоговой базы. Из-за этого несоответствия часто возникают споры по поводу того, необходимо ли рассчитывать и перечислять НДС по факту получения предоплаты или аванса. Поправки, внесенные в Закон №238, устраняют этот спорный момент. Теперь во время реализации недвижимости будет действовать общее правило определения налоговой базы, поэтому, при получении предоплаты или аванса НДС должен применяться.

Расчет вычетов НДС с 1 октября 2014 года

Внесенные поправки: подпункт 3 статьи №170 «Порядок отнесения сумм налога по производству и реализации товаров (услуг, работ).

Пункт 6 статьи 172 «Порядок изменения налоговых вычетов».

Изменения. Изменения относятся к порядку принятия НДС к вычету продавцом и восстановления НДС покупателем в тех ситуациях, когда расчеты проводятся по полной или частичной предоплате.

Например, продавец получил предоплату за товар, после чего он отгрузил его (выполнил работы, передал права на имущества, оказал услуги и т.д.), но стоимость отгрузки оказалась меньше стоимости предоплаты. В этом случае покупатель должен восстановить НДС в той сумме, которая указана в счете-фактуре. То есть, сумма восстановления будет равна сумме НДС, указанного продавцом.

Кроме того, в новой редакции сказано, что если в договоре предусмотрено, что предоплата включает в себя платежи за получение отдельных партий товара или выполнения отдельных этапов работ/получение услуг, НДС должно восстанавливаться в сумме, приходящейся на часть предоплаты. При этом размер предоплаты, а также суммы за каждую партию товаров или выполнение этапов работ, должны учитываться при расчетах.

Продавец же в момент получения предоплаты должен рассчитать и перечислить НДС (пункт 1 статья №172 НК РФ). Но после отгрузки товара, оказания услуг/работ, передачи прав на имущество, продавец имеет право принять сумму НДС, рассчитанную с предоплаты, к вычету.

Согласно шестому пункту закона №172, НДС с предоплаты, принятый к вычету, подлежит восстановлению в сумме, с той части предоплаты, которая зачтена в счет полной оплаты приобретения товара, услуг, работы или имущественных прав.

В каких ситуациях не требуется выставлять счета-фактуры

Внесенная поправка: новая редакция подпункта №1 пункта №3 статьи №169 «Счет-фактура».

Изменения. 1-го октября 2014 года вступят в силу поправки, согласно которым налогоплательщик не должен составлять счета-фактуры при проведении операций по оказанию услуг, выполнению работ, передаче прав на имущество и реализации товаров контрагентам, освобожденным от уплаты налогов или не являющимися плательщиками НДС. Однако обе стороны сделки должны согласовать в письменном виде свое согласие о не составлении счета-фактуры.

В настоящий момент данная операция согласовывается по общему правилу, в котором сказано, что налогоплательщик обязан составить счет-фактуру при проведении любых операций, относящихся к объекту налогообложения НДС. Исключение относится только к операциям, которые, согласно действующей статье №149, освобождены от налогообложения.

Ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур

Внесенные поправки: новая редакция пункта 3.1 статьи №169 «Счет-фактура». Пункт 5, 5.1 и 5.2 статьи №172. Данные изменения будут действовать только с 1-го января 2015 года.

Изменения. Согласно редакции ФЗ «О внесении изменений в 2 часть Налогового кодекса Российской Федерации», со следующего года из Налогового кодекса устраняются положения, по которым плательщик НДС обязан вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Прежние обязанности по заполнению данного журнала сохраняются только для некоторых лиц. К таким лицам относятся налогоплательщики, освобожденные от исчисления и уплаты НДС и лица, не являющиеся плательщиками НДС, но при этом оказывающими посреднические услуги, согласованные по агентскому договору или договору комиссии. Также журнал счетов-фактур должны вести лица, выполняющие функции застройщика или осуществляющие деятельность по договору транспортной экспедиции. Однако в отличие от настоящих правил, счета-фактуры, выставленные на сумму оплаты при выполнении договоров, можно не регистрировать в журнале.

Кроме того, лица, не освобожденные от ведения журнала счетов-фактур, должны будут выполнять следующие правила:

• представлять налоговой инспекции декларацию по НДС в электронной форме. Декларация подается через оператора электронного документооборота;

• переносить в налоговую декларацию данные из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур;

• вместе с декларацией в электронном виде подавать  журнал полученных и выставленных счетов-фактур.

Данные поправки призваны противодействовать несогласованным с законом  финансовым операциям.

Добавить комментарий