Бесплатные консультации юристов 24/7: Москва  +7(499)703-32-46  СПб  +7(812)309-26-52
×
Консультация, звоните прямо сейчас:
Москва:  +7(499)703-32-46 
Санкт-Петербург:  +7(812)309-26-52
×
BLUEGREYRED

Как найти инвестора для агрегатора по трудоустройству: опыт Trud.com

Опыт CEO агрегатора по трудоустройству и карьере в разработке и реализации стратегии поиска инвестора. Обзор инвестиционных возможностей для IT-проекта.

Стандартная схема рождения IT-проекта: есть идея, под нее находят инвестора и запускают. А как происходит взаимодействие проекта с инвестором в долгосрочной перспективе? Сколько длится сотрудничество, и от чего зависит его продолжительность? Когда проект выходит на самоокупаемость? От каких факторов зависит, едет проект на собственном «топливе», или снова нужны вливания инвестора?

Опытом делится Андрей Давыда, CEO Trud.com – агрегатора вакансий, резюме, обучающих курсов и книг.

«Я руковожу проектом с 2015 года. В чем-то наша история – типичная для крупного портала, а в чем-то – уникальная. В частности, особенным является текущий этап, когда состоявшийся проект, присутствующий на рынке 10 лет и имеющий посещаемость в 7 млн. визитов в месяц (данные за 2018 год), ищет инвестора как стартап. Но обо всем по порядку.

Trud.com, агрегатор по поиску работы, был запущен Maxima Group – компанией, которая создавала стартапы для продажи. Была гипотеза, ей дали путевку в жизнь – она сработала. Интересно, что внешние вливания в портал делались только в первый год существования. Дальше в бизнесе работали собственные средства Trud.com. Идея создания поисковой системы в сфере трудоустройства и карьеры оказалась эффективной: проект набирал популярность, при том, что на пиар не было потрачено ни копейки.

В 2013 году мы начали поиски инвестора, и уже через год была выкуплена половина акций компании, включая Trud.com. Обычно инвестор выходит из игры спустя пару лет после покупки проекта, но в нашем случае все было не так. Грянул кризис, и экзит (выход инвестора) пришлось отложить. Только в этом году мы начали активные поиски нового инвестора.

С момента основания в агрегатор было вложено $5,5 млн. В основном вливания требовались для обкатки новых инструментов, проверки гипотез. Все шло отлично до кризиса 2015 года, но мы и в нем выстояли. Хотя это оказалось сложнее, чем могло бы, поскольку мы были настолько «на волне», что упустили из виду значимые тренды. С рынка ушло множество партнеров, job-порталов. Ситуация усугублялась тем, что мы впервые столкнулись с дебиторской задолженностью. Мы потеряли до 20% дохода (с нами остался основной костяк партнеров, приносивших остальные 80% денег), но и этого было достаточно, чтобы прочувствовать удар. И все же мы выбрались. Уже в следующем году мы увеличили продажи в три раза и испытали второй пик за всю историю Trud.com. Мы взяли в команду новых высококлассных специалистов,  усилили блок аналитики и продаж, стали использовать новые способы привлечения трафика. Инвестор все это время оказывал максимальную поддержку компетенциями и опытом.

Сегодня Trud.com живет в энергосберегающем режиме. Главная задача меня как SEO – держать команду в оптимальной форме. С новым инвестором придут новые стратегические задачи, хотя общее видение есть и сейчас: развитие бизнеса на международном рынке. (Попытки выйти на него и закрепиться были, но настоящим успехом не стали.) Ориентир на сегодня – быть готовыми включиться в следующий этап быстро, без раскачки.

Я написал, что Trud.com продает себя как стартап, но у нашего стартапа есть особенность – его ценность уже сформирована. Если исходить из разделения бизнеса на три сегмента по масштабам – малый, средний, крупный – то мы находимся посередине.

Отсюда – стратегия поиска инвестора. Мы выделили для себя три категории потенциальных инвесторов и целенаправленно работаем с каждой.

  • Высокорелевантные: в эту группу входят зарубежные job-сайты, которые хотят зайти в Россию (наш основной бизнес и источник дохода – российский портал) или уже пробовали, но закрепиться на рынке не смогли. Зарубежные инвесторы до сих пор выраженных успехов не достигли, во многом по причине недостаточно глубокого понимания менталитета. Поэтому они заинтересованы в сотрудничестве с Trud.com. К этой же группе относим местных игроков, которым по тем или иным причинам интересна покупка проекта или сотрудничество с ним. С представителями этой группы работаем путем прямых продаж.

  • Среднерелевантные: к ним относятся инвестиционные фонды. Количество игроков, с которыми мы уже обсудили перспективы сотрудничества, достигло 300, конверсия в среднем составляет 4%. Процесс длительный и трудоемкий.

  • Низкорелевантные. В эту группу относим независимых инвесторов, то есть бизнес-ангелов. В определенном смысле, с этой категорией сложнее всего из-за ее многочисленности. Индивидуальных инвесторов – сотни тысяч.

Ускорить процесс могло бы использование ИИ – крайне привлекательная для инвесторов фишка – но мы просчитали окупаемость и поняли, что для эффективной работы технологии нужно как минимум два года. А для нас срок окупаемости инвестиции составляет год. Мы решили, что использование ИИ – не наш масштаб на сегодня.

С другой стороны, многое уже вложено в следующий этап развития, так что инвестор придет на подготовленную почву. Агрегатор существует в 35-ти странах. Протестированы схемы монетизации трафика на зарубежных рынках. Запущены и функционируют 2 международных сайта в сфере благотворительности: Charitymark.org и Noblest.org. В одной стране функционирует агрегация книг. Протестирована модель развития на зарубежных рынках с помощью команды кантри-менеджеров. Стратегическая задача, какой мы ее видим - собрать весь имеющийся функционал, доработать недостающие блоки, чтобы в каждой стране создать информационное поле для развития в профессии, с продуманным функционалом».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить