Бесплатные консультации юристов 24/7: Москва,     +7(499)703-32-46   СПб     +7(812)309-26-52
×
Бесплатно проконсультироваться:
Москва:  +7(499)703-32-46 
Санкт-Петербург:  +7(812)309-26-52
×
BLUE GREY RED

Изменения в Налоговом кодексе, вступающие в силу в 2015 году

С 1 января 2015 года вступают в силу некоторые поправки, внесенные в  Налоговый кодекс РФ, которые в той или иной степени изменят деятельность налогоплательщиков.

Одна из основных поправок внесена в п. 5.1. ст. 23 НК РФ. В соответствии с ней налогоплательщики, предоставляющие отчетность в электронном варианте, должны будут своевременно отправлять на адрес ФНС квитанцию о приеме электронных документов. Если же налоговая инспекция вовремя не получит квитанцию, она сможет остановить операции по счетам налогоплательщика. Эти действия регламентируются пп. 2 п. 3 ст. 76.

Также характер будущих поправок существенно расширит полномочия инспекторов во время осуществления проверок по налоговому контролю.

Ряд ожидаемых нововведений относится к налогоплательщикам- физическим лицам, и существенно осложняет ведение их деятельности. Например, с 2015 года физические лица обязаны будут самостоятельно информировать ИФНС о таких объектах налогообложения, как земельный налог, транспортный налог и налог на имущество. Информирование войдет в обязанности налогоплательщиков в том случае, если за время владения объектом недвижимости, транспортным средством или земельным участком они не получали уведомления из налоговой и, соответственно, не платили за них налоги. Данная поправка внесена в п. 2.1. ст. 23 НК РФ.

Кроме того, в налоговом кодексе появятся и другие изменения, особенности которых подробно описаны в нашей статье.

Проведение камеральной проверки

После того, как в п. 3 ст. 88 НК были внесены изменения, ИФНС имеет право требовать пояснения и дополнительные документы во время проведения камеральных проверок. Это нововведение активно используется налоговыми органами уже с 2014 года. Если во время изучения налоговой декларации инспектор заметит, что в ней, по сравнению с ранее представленной, была уменьшена сумма налога для оплаты в бюджет, он имеет право потребовать пояснения на каких основаниях произошли изменения в декларации.

Также пояснения или дополнительная документация требуется в том случае, если в декларации заявлена сумма убытка за отчетный период (от налогоплательщика требуется обосновать размер указанного убытка).

Налогоплательщик должен передать эти пояснения не позднее 5 рабочих дней после проверки.

Таким образом, до конца 2014 года во время осуществления камеральной проверки, которая проводится на основании уточненной налоговой декларации, представленной по истечению двух лет со дня ее подачи, ИФНС может потребовать у налогоплательщика пояснения только в двух случаях:

1. уменьшена сумма налога, которая будет уплачена в бюджет;

2. увеличена сумма убытка за отчетный период.

Для пояснений налогоплательщику понадобятся следующие документы:

•  первичные, а также иные документы, в которых будут подтверждены изменения в налоговой декларации;

• аналитические регистры с обозначением показателей до и после внесенных изменений.

Данные требования предъявляются ко всем лицам, которые в соответствии с НК РФ обязаны представить расчеты и налоговые декларации, включая и налогоплательщиков, и налоговых агентов.

Однако с  2015 года список случаев, при которых налоговый инспектор будет иметь право во время камеральной проверки потребовать дополнительные документы и сведения, существенно расширится.

Согласно поправкам, внесенным в редакцию п. 8.1 ст. 88 НК, представитель налоговых органов сможет потребовать у налогоплательщика дополнительную документацию, а также счета-фактуры в следующих случаях:

• при наличии противоречий в сведениях о проведенных операциях, указанных в декларации по НДС;

• при выявлении несоответствий между сведениями в декларации по НДС, поданной самим налогоплательщиком и сведениями декларации, поданной лицом, на которого возложена обязанность по ее предъявлению в налоговую инспекцию;

• при выявлении несоответствий, указанных в декларации по НДС и сведениями, внесенными в журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. В этом случае дополнительные документы будут запрашиваться, только если выявленные несоответствия указывают на занижение суммы НДС для уплаты в бюджет или о завышении суммы НДС, которая должна возмещаться налогоплательщику.

Из этого следует что, если в декларации налогоплательщика выявлены какие-либо несоответствия, характер которых не ущемляет бюджет, налоговый инспектор не может требовать дополнительную документацию.

Читайте также: В 2015 году в России повысят существующие налоги и введут новый налог с продаж

Основания для приостановления операция по счетам налогоплательщиков

Новая редакция п. 3 ст. 76 НК, которая вступит в силу в 2015 году, внесет существенные изменения в работу с операциями по счетам налогоплательщиков. Сейчас решение о приостановлении или закрытии операций по банковским счетам, а также переводов электронных средств налогоплательщика руководитель налоговых органов (уполномоченный заместитель руководителя по этим вопросам) может принять только в одном случае: если налогоплательщик задерживает подачу деклараций в налоговые органы в течение 10-дневного периода.

Если решение о приостановлении операций по счетам уже принято, налогоплательщик подает декларацию в налоговый орган и тогда это решение будет отменено в течение одного дня с момента обращения и подачи документа.

Однако с 2015-го года случаи, при которых руководитель (заместитель руководителя) налоговых органов может приостанавливать проведение операций по счетам налогоплательщика, существенно расширятся.

Во-первых, прежнее правило остается в силе. Как и прежде, в 2015 году после 10-дневной задержки в подаче декларации, операции по счетам налогоплательщика могут быть приостановлены. Это указано в пп. 1 п. 3 ст. 76 НК.

Во-вторых, в 2015 году операции по счетам налогоплательщика могут приостанавливаться на основании невыполнения налогоплательщиком обязанностей по передаче в налоговые органы следующих квитанций:

• требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК);

•  требования о представлении необходимых пояснений (п. 3 ст. 88 НК);

• уведомления о вызове в налоговые органы (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК).

Данные документы необходимо передать в налоговые органы не позднее 10-ти дней с момента истечения срока, обозначенного для представления соответствующих квитанций.

Кроме того, новый пункт 3.1 статьи 76 регламентирует сроки отмены принятых решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. Согласно этому пункту, решение, принятое налоговыми органами, о приостановлении операций налогоплательщика может быть отменено в следующих случаях:

1. Подача налогоплательщиком налоговой декларации (решение принимается в течение 1-го дня с момента подачи декларации);

2. Подача налогоплательщиком квитанции о приеме документов, которые были направлены налоговыми органами;

3. Подача налогоплательщиком пояснений (документов), истребованных налоговыми органами.

Что касается последних двух случаев, то решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика принимается на основании наиболее ранней даты. То есть, если налогоплательщик вначале подаст квитанции о приеме документов, и лишь затем предоставит требуемые пояснения, решение об отмене ограничений по его счетам будет принято в течение одного дня с момента передачи квитанций.

Кроме того, в настоящее время правила о приостановлении операций распространяются также и на счета в банках налогового агента, ИП-налогоплательщика, плательщика сбора и нотариусов, деятельность которых носит частный характер. Данная информация указана в п. 11 ст. 76 НК.

С 2015 года правила по приостановлению операций будут распространяться также на индивидуальных предпринимателей и организации, которые, не являясь налогоплательщиками, обязаны представлять декларацию по налогам (пп. 3 п. 11 ст. 76).

Обязанность физических лиц информировать налоговую об объектах налогообложения

В настоящее время, согласно п. 4. Ст. 85 НК, органы, которые ведут кадастровый учет, регистрируют права на недвижимость, совершают сделки по ним, ведут государственный кадастр недвижимости, а также регистрируют транспортные средства, обязаны передавать в налоговые органы сведения:

• о недвижимом имуществе, которое находится на подведомственной им территории;

• о транспортных средствах, зарегистрированных ими (также сюда относятся любые зарегистрированные права и сделки);

• о владельцах недвижимости и транспортных средствах.

Данные сведения передаются налоговым органам в течение 10-ти дней с момента регистрации. Кроме того, информация, соответствующая состоянию на 1 января текущего года, должна ежегодно передаваться в налоговую не позднее 1-го марта.

Согласно Закону «О налогах на имущество физических лиц», все физические лица должны платить налог на имущество по недвижимости, которая находится в их собственности.

Расчетом суммы налога занимается налоговая инспекция, к которой территориально относится имущество.

Сейчас форма единого налогового уведомления применяется по транспортному и земельному налогу, а также по налогу на имущество физ. лиц.

Согласно действующим положениям ст. 357, лица, на имя которых зарегистрирован транспорт, считающийся объектом налогообложения в соответствии со статьей 358, признаются налогоплательщиками транспортного налога.

Сумма транспортного налога, которую обязаны оплатить физические лица, устанавливается согласно п. 1 ст. 362 НК. Эта сумма начисляется налоговыми органами исходя из сведений, которую в ИФНС предоставили органы, проводящие регистрацию транспортных средств.

Оплата транспортного налога физическими лицами осуществляется на основании уведомления от налоговых органов.

Земельные налоги, а также авансовые платежи по нему, оплачиваются налогоплательщиками в соответствии со сроками, установленными нормативно-правовыми актами органов муниципальных образований.

Физические лица, являющиеся плательщиками земельного налога, оплачивают его на основании уведомления от налоговых органов.

Существенным минусом действующего порядка оплаты налога является то, что если физлица не передают в ИФНС информацию о приобретении ими имущества, земельных участков или транспортных средств, сотрудники налоговых органов не смогут отправить им уведомления. Соответственно, налог уплачен не будет.

Учитывая данные «пробелы» в Налоговом кодексе, статья 23 будет дополнена пунктом 2.1. И с 2015 года физические лица, являющиеся налогоплательщиками, помимо выше обозначенных данных, должны будут передавать в налоговые органы информацию о приобретении ими транспортных средств, а также недвижимости, являющихся объектами налогообложения. Данную информацию можно будет передать в налоговый орган, как по собственному месту жительства, так и по месту нахождения указанных объектов.

Вместе с соответствующей информацией при обращении в налоговый орган необходимо будет представить копии всех правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости. Если же речь идет о владении транспортным средством, тогда в налоговый орган подается документ о его государственной регистрации. Крайним сроком подачи документов считается 31 декабря года, следующего за прошедший налоговый период.

Физические лица, являющиеся владельцами недвижимости или транспортного средства, могут не предоставлять в налоговые органы соответствующую информацию только в двух случаях:

• если они уже получили уведомление об оплате налога за данные объекты;

• если в отношении физических лиц применяются налоговые льготы, снимающие с них обязанность уплаты данного налога.

Таким образом, с 2015 года всем физическим лицам, которые приобрели недвижимость/транспортное средство в 2015 году или позже, и не получили при этом налогового уведомления, необходимо будет в обязательном порядке самостоятельно передать данную информацию в налоговые органы.

Если недвижимость/транспортное средство приобреталось в 2015 году и уведомлений по нему не поступало, информацию вместе с документами по этому объекту нужно будет передать в ИФНС в течение 2016 года.

За укрытие объектов имущества или не передачу информации по ним в указанные сроки, налогоплательщику будут назначены штрафные санкции, однако их применение начнется только в 2017 году, когда вступит в силу пункт 3 ст. 129, регламентирующий размер и порядок начисления штрафов за неуплату налогов.

Согласно этому пункту, если физическое лицо, являющееся налогоплательщиком, несвоевременно представляет налоговым органам информацию, о которой указано в пункте 2.1 статьи 23, ему начисляется штраф. Размер этого штрафа составляет 20% от общей неуплаченной суммы налога за недвижимость/транспортное средство, по которому не была передана информация.

ЗАГС должен будет передавать в ИФНС информацию о регистрации и расторжении браков

Сейчас правила о том, какая информация касательно гражданских актов должна передаваться ЗАГСом в налоговую, регламентируются пунктом 3 статьи 85. В этом пункте сказано, что ЗАГС обязан передавать в налоговые органы только информацию по факту рождения или смерти физических лиц.

Однако с 2015 года в действие вступит новая редакция вышеобозначенного пункта НК. Согласно изменениям, ЗАГС будет обязан информировать налоговые органы о фактах заключения/расторжения браков, установления отцовства, а также о фактах установления/прекращения опеки или попечительства физических лиц.

Данная информация должна быть передана в налоговые органы по месту жительства не позднее 10-дневного периода после совершения указанных гражданских актов.

Добавить комментарий