Бесплатные консультации юристов 24/7:
Москва,
![]() ![]() |
Бесплатно проконсультироваться: |
Москва:
![]() |
Санкт-Петербург:
![]() |
Опыт CEO агрегатора по трудоустройству и карьере в разработке и реализации стратегии поиска инвестора. Обзор инвестиционных возможностей для IT-проекта.
Опытом делится Андрей Давыда, CEO Trud.com – агрегатора вакансий, резюме, обучающих курсов и книг.
«Я руковожу проектом с 2015 года. В чем-то наша история – типичная для крупного портала, а в чем-то – уникальная. В частности, особенным является текущий этап, когда состоявшийся проект, присутствующий на рынке 10 лет и имеющий посещаемость в 7 млн. визитов в месяц (данные за 2018 год), ищет инвестора как стартап. Но обо всем по порядку.
Trud.com, агрегатор по поиску работы, был запущен Maxima Group – компанией, которая создавала стартапы для продажи. Была гипотеза, ей дали путевку в жизнь – она сработала. Интересно, что внешние вливания в портал делались только в первый год существования. Дальше в бизнесе работали собственные средства Trud.com. Идея создания поисковой системы в сфере трудоустройства и карьеры оказалась эффективной: проект набирал популярность, при том, что на пиар не было потрачено ни копейки.
В 2013 году мы начали поиски инвестора, и уже через год была выкуплена половина акций компании, включая Trud.com. Обычно инвестор выходит из игры спустя пару лет после покупки проекта, но в нашем случае все было не так. Грянул кризис, и экзит (выход инвестора) пришлось отложить. Только в этом году мы начали активные поиски нового инвестора.
С момента основания в агрегатор было вложено $5,5 млн. В основном вливания требовались для обкатки новых инструментов, проверки гипотез. Все шло отлично до кризиса 2015 года, но мы и в нем выстояли. Хотя это оказалось сложнее, чем могло бы, поскольку мы были настолько «на волне», что упустили из виду значимые тренды. С рынка ушло множество партнеров, job-порталов. Ситуация усугублялась тем, что мы впервые столкнулись с дебиторской задолженностью. Мы потеряли до 20% дохода (с нами остался основной костяк партнеров, приносивших остальные 80% денег), но и этого было достаточно, чтобы прочувствовать удар. И все же мы выбрались. Уже в следующем году мы увеличили продажи в три раза и испытали второй пик за всю историю Trud.com. Мы взяли в команду новых высококлассных специалистов, усилили блок аналитики и продаж, стали использовать новые способы привлечения трафика. Инвестор все это время оказывал максимальную поддержку компетенциями и опытом.
Сегодня Trud.com живет в энергосберегающем режиме. Главная задача меня как SEO – держать команду в оптимальной форме. С новым инвестором придут новые стратегические задачи, хотя общее видение есть и сейчас: развитие бизнеса на международном рынке. (Попытки выйти на него и закрепиться были, но настоящим успехом не стали.) Ориентир на сегодня – быть готовыми включиться в следующий этап быстро, без раскачки.
Я написал, что Trud.com продает себя как стартап, но у нашего стартапа есть особенность – его ценность уже сформирована. Если исходить из разделения бизнеса на три сегмента по масштабам – малый, средний, крупный – то мы находимся посередине.
Отсюда – стратегия поиска инвестора. Мы выделили для себя три категории потенциальных инвесторов и целенаправленно работаем с каждой.
Ускорить процесс могло бы использование ИИ – крайне привлекательная для инвесторов фишка – но мы просчитали окупаемость и поняли, что для эффективной работы технологии нужно как минимум два года. А для нас срок окупаемости инвестиции составляет год. Мы решили, что использование ИИ – не наш масштаб на сегодня.
С другой стороны, многое уже вложено в следующий этап развития, так что инвестор придет на подготовленную почву. Агрегатор существует в 35-ти странах. Протестированы схемы монетизации трафика на зарубежных рынках. Запущены и функционируют 2 международных сайта в сфере благотворительности: Charitymark.org и Noblest.org. В одной стране функционирует агрегация книг. Протестирована модель развития на зарубежных рынках с помощью команды кантри-менеджеров. Стратегическая задача, какой мы ее видим - собрать весь имеющийся функционал, доработать недостающие блоки, чтобы в каждой стране создать информационное поле для развития в профессии, с продуманным функционалом».
|